Из точки А в точку Б
7 апреля в музее истории Санкт-Петербурга открылась выставка под названием «Из точки А в точку Б». Я принял участие в открытии, приобщился, так сказать, к высокому и решил поделится впечатлениями. Как, наверно, уже стало понятно, выставка каким-то образом относится к паркуру. Американские художники Marc Downie, Shelley Eshkar и Paul Kaiser для своей выставки попробовали запечатлеть движения человека, как что-то особенное — красивое, живое, пластичное, плавное и яркое. Они работали с ведущими хореографами и танцорами США и Европы, например Merce Cunningham, Bill T. Jones и Trisha Brown. Попробовав различные стили, начиная от балета, заканчивая брейк-дансом, художники решили выйти на улицу и посмотреть за поведением и движениями людей. После, они узнали, что существует такая дисциплина, как паркур и идея запечатлеть движения трейсеров родилась как само собой разумеющееся.
Paul Kaiser и Marc Downie присутствовали на открытии видеоинсталяции и после вступительно речи мне удалось с ними пообщаться лично и узнать историю с паркуром поподробнее. Paul очень открытый и интелегентный человек, с какой-то стороны он показался мне чересчур впечатлительным, но он любит то, чем занимается и с легкостью можно сказать, что это его жизнь. Ниже небольшой отрывок нашего с ним разговора в произвольной форме, но я ничего не придумывал:
Когда мы впервые увидели, что такое паркур — наше впечатление нельзя было описать словами. Это действительно очень завораживающее действие, натуральная обстановка современного ритма жизни и трейсерами весьма органично в него вписываются. Паркур это движение, движение, которое поражает своей индивидуальностью. При создании нашей видеоинсталяции мы сотрудничали с участниками команды Urban FreeFlow (а именно Paul Blue Joseph) и Exo Sia из Нью-Йорка. Мы построили специальную площадку, где ребята могли бы показать то, что они умеют. Самым поразительным оказалось то, что мы не просили выполнять ребят что-то конкретно. Они просто передвигались по той среде, которую мы создали. Это простейшее движенеи из одной точки в другую и стало названием всей выставки. Мы получили коласальный опыт и удовольствие от работы с трейсерами и надеемся, что зрители увидят то, что увидели мы.
Я несколько раз упомянул слово «видеоинсталяция». Теперь есть смысл рассказать как выглядит выставка и что из себя представляет. Во время работы с трейсерами художники использовали что ни на есть высокие технологии. По всему телу были закреплены датчики, которые следили за движениями в простарнстве, а видеоаппаратура фиксировала все эти положения. Paul Kaiser отметил, что изрядно потрепали нервы, так как датчики все время слетали с трейсеров и они тратили много времени на то, чтобы их прикреплять обратно. Но тем не менее полученные кадры заносились в компьютер и обрабатывались при помощи современных программ, которые работают по принципу motion-capture. Как пояснил позже Paul, они стремились снять не видео в повседневном понимании, а показать в цветах то движение, которое может создавать человек.
Все точки, которые имелись на человеке соединялись абстрактными линиями, чтобы мог проглядываться силуэт. Фон, то есть окружающая обстановка и препятствия на экране не имеют четких граней и также раскрашены в явкие и красивые цвета. Весь видеоряд представлен в 11 категориях, которые сменяют друг друга поочередно. Названия я запомнил не все, только несколько: «Статика», «Вращение», «Падение» и тому подобные. То есть в каждой такой рубрике были свои цвета, свои положения камеры, набор движений и препятствий. Все очень интересно, в чем-то действительно видишь совсем новое, а в следующем кадре четкий cat leap (Кэт Лип). Но, как говорить, хорошего по-немножку. Все видео не занимает и пятнадцати минут, дальше оно повторяется, повторяется и повторяется.
В интернете пока не появилось трейлера или ознакомительного видео-материала, но на сайте группы «Без границ» (The OpenEnded Group), в которой работают художники можно прочитать о процессе производства такого жедевра, а именно о вышеописанном действии на экране.
Все Петербуржцы, которых мой рассказ заинтересовал, могут посетить Петропавловскую крепость, выставочный комплекс «Потерна и каземат Государева бастиона». Вход всего 30 рублей. Торопитесь, все увезут уже 21 апреля, но не ждите там чего-то сверхестественного. По себе скажу, что после промо-текста ВКонтатке ожидал что-то грандиозное, но настоящие впечатления были не столько захватывающими.
Справочная информация:
Выставка работает: 11.00 — 18.00 (кроме среды)
Тел: 233-05-53, 233-00-40, 230-64-31
Эл.адрес: office@proarte.ru
www.proarte.ru, www.spbmuseum.ru
Организаторы:
Фонд ПРО АРТЕ
Каннон Данс Центр
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
при поддержке
Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга
Фонда Форда
Trust for Mutual Understanding
Фонда Digital Arts Foundation
Искусство паркура в искусстве. Посмотрим, может наши движения в пространстве будут изображать на полотнах и вывешивать в Лувре, а собирающаяся публика пускать слюни, находя в этом что-то свое, как мы — трейсеры, в реальной жизни.