Неделя паркура 2009 — конференция
Конференция, как сказал Евгений Крынин в своем вступительном слове — «дружеская». Вместо заявленных 4 часов немного затянулась активным диалогом, но, не потому что нам хотелось обсудить наши дела, поделиться какими-то новостями, а так как количество мыслей в общей массе голов не сходились с размышлениями других. Тем не менее, меня очень порадовало, что все наше собрание в здании администрации Василеостровского района было конструктивным, многие высказали свою точку зрения, выслушали других, но об общих выводах говорить не приходится — каждый отметил интересующие его факты и темы, и, наверное, остался в итоге при своем. Я решил не писать сразу все в одном посте, так как материала действительно много. Мне хотелось бы поделиться максимумом происходившего в этот день и чтобы у каждого из вас была пища для размышлений, я постараюсь выложить полный объем докладов, именно в той форме, в которой они были рассказаны. К каждой теме доклада будет мой личный комментарий, как субъективное мнение, так и комментарии участников конференции. На мой взгляд, это будет самым объективным изложением, что я смог придумать. Текста будет очень много, сразу предупреждаю, а теперь напомним темы докладов организаторов:
1. Паркур, фриран, акрострит — первоисточники, определение и закрепление понятий. Отрицание соревнований в паркуре и фриране. Взаимодействие со СМИ. (Эдуард Карякин)
2. Воспитательное воздействие паркура. Волонтёрство движения. (Евгений Крынин)
3 Физическая культура и спорт в паркуре. (Шихрагимов Марат)
— Физическая культура и спорт в паркуре. (Ден Эдвардс и Стефан Вигруа)
4 Возможности и препятствия при взаимодействии с органами исполнительной и законодательной власти. (Евгений Крынин)
5 Возможность создания единого информационного портала Рунета с определениями, понятиями и первоисточниками паркура, фрирана, акрострита. (Эдуард Карякин)
6 Принятие решения о разработке устава, норм и правил общероссийской федерации паркура
— Единая аттестация тренерского состава
— Партнёрство с Parkour Generations
— Поиск региональных и национальных коммерческих партнёров
7 Принятие резолюции конференции.
Из перечисленного, подпункта третьей темы мы не услышали, ровно как и принятие резолюции стоит под большим знаком вопроса. Хотя, может я чего не понял, но в этом мы разберемся в серии статей на выбранную тему в заголовке. Хватит интриг, теперь непосредственно к докладам. Первым выступал Эдуард Карякин. Докладов было несколько в одном, как пакетики с кофе и монолог на выбранные им темы длился почти час. При помощи звуковой дорожки с видеокамеры, на которую записывалась вся конференция, я подготовил текстовую версию докладов, а именно полную речь с трибуны, а не скопированный текст материала, к которому автор обращался в течение рассказа. Читаем, вникаем, комментируем.
Я оставил за собой право убрать различные лишние обороты, вроде «Как бы», «По сути» и т.п., я думаю, это облегчит восприятие и составит более понятную картину обсуждаемого.
Первая тема конференции, Эдуард Карякин расскажет «Паркур, фриран, акрострит»
Спасибо за аплодисменты. Итак, мы с вами поговорим не просто про паркур, фриран и акрострит, а об их отношениях, об отношениях трейсеров к паркуру, акростриту и так далее. Поговорим о том, искусство это или спорт, или что-то еще. Поговорим об соревновательности и тому подобное.Я бы хотел начать свой доклад с того, что проблему, которую я буду сейчас рассматривать, является объективно-насущной и требующей скорейшего разрешения. Почему? И что это значит?
Определение понятий паркур и фриран в силах изменить сложившуюся ситуацию в сообществе трейсеров, почему? Потому что многополярность мнений о данных понятиях, к сожалению, приводит к рассуждению: «сколько трейсеров, столько и мнений», т.е. столько понятий и данных об этих понятиях. К сожалению, эти данные часто прямопротивоположны друг другу. Это является, на мой взгляд, одной из причин разрозненности в сообществе. То есть, каждый понимает как хочет и что самое страшное, что некоторые авторитетные трейсеры и команды склоняют к свободе собственного понимания данных определений. Это не очень правильно, потому что термин по сути должен быть четко определен, то есть нельзя координально по-разному определять одно и то же.Квинтилиан, если кто-то вы знаете такого оратора известного, он сказал, что «Свобода и распущенность — понятия одно другому совершенно противоположные. То, что в одних случаях называется свободой, в других — называется распущенностью.» Думаю, данная цитата, хорошо описывает ту проблему, о которой мы сейчас будем говорить. Любое понятие должно быть четко определено. Может быть свободная интерпретация, но не может быть свободного определения. Концепция должна сохраняться в каждом определении относительно родоначальников. Такая свободная ситуация способна только более дифференцировать ситуацию, т.е. разрушать данное определение. Стремление к единому определению способно хоть каким-то образом привести к единению сообщества трейсеров.
Дальше поговорим немного об искусстве. Паркур, по сути, не является, в полном смысле, ни искусством, ни спортом. Его понятие определяется его основополагающей идеей. Изначально, как я посмотрел историю паркура и, лично мое мнение, согласитесь вы с ним или нет, она заключена в идее спасения. В экстремальных условиях и ситуациях в отношении применения своих навыков на пользу. В этом смысле назвать паркур искусством я не могу. Для начала надо определить что же такое искусство. По сути это подражательное миру и природе созидание. Теперь рассмотрим паркур в этом смысле поближе. Что творит трейсер? Во время тренировки процесс творения не происходит. Т.е. происходит разделение элементов на части, изучение, обучение, но творчество же происходит во время именно самого паркура. То есть создание трассы, индивидуальность выбора, географии пути. В этом, несомненно, есть момент творчества, но сложно объективно называть паркур из-за этого искусством. Суть искусства должна содержаться в определенном принципе — принцип существования той или иной деятельности. Какой принцип паркура? Его основополагающая идея, по-моему — это спасение, помощь, самоотверженность. Исследуя историю паркура, я пришел к выводу, по сути вы можете убедится в этом, заглянув на просторы интернета, где можно все найти, паркур был создан как средство помощи, прививал нам спасение. Размышляя об этом, можно прийти к тому, что паркур определенно имеет цель, достигнуть m вовремя для n действий. То есть преодоление из точки А в точку Б, максимально ограниченное, органичное продуктивное перемещение. Получается, что паркур как явление случается очень редко и это определение является определением обстоятельств, то есть он зависит от конкретного случая, от его необходимости. Все остальное — это подготовка к данному действию. Исходя из вышесказанного можно понять, что паркур не является искусством, хоть имеет творчество в своей природе.
Но что же делать тогда с эстетикой? Ответ на этот вопрос есть фриран. Дисциплина, созданная Себастьяном Фуканом (Sebastien Foucan). Вообще, она была создана рекламистами фильма Jump London, если вы знаете о таком, но Себастьян в итоге решил, что можно из этого сделать свою дисциплину и вложить в нее свои принципы. Почему она является ответом на данный вопрос? В основе дисциплины лежит идея свободного перемещения, неограниченного перемещения. То есть нет ни точки А, ни точки Б, целью является само движение. Следуя этой идее ясно видна ничем не запрещенная акробатика. Я говорю об этом, потому что это является так же проблемой всех занимающихся. Движение свободно, неограниченно и во фриране, получается, двигаться можно не только линейно, но и вообще можно не двигаться. Имеется ввиду нахождение на одном месте, в то время как паркур предусматривает безостановочное движение. В этом смысле именно фриран является искусством перемещения. Себастьян Фукан (Sebastien Foucan) не определяет так свое искусство, свою дисциплину, но это логически выводится из основного принципа, который в нее вкладывается — в это свободное перемещение. Если ты можешь двигаться как хочешь, следуя из того, что ты двигаешься куда хочешь, следовательно целью является именно твое движение и работаешь ты над его эстетикой, т.е. над красотой, над техникой, двигаешься так, как хочешь, в отличие от необходимости случаев паркура. Исходя из этого полноправно считать фриран искусством перемещения.
Теперь чуть-чуть по другому поводу. Думаю, правильно сделали Majestic Force и Parkour Generations, когда они определили… Они даже не различают понятия координально как фриран и паркур. Они условились называть все, что является дисциплиной перемещения — паркуром, для удобства, это верно. Потому что мы занимаемся одним, занимаемся мы ради удовольствия или функциональности — это одно и тоже. Как мы разобрали, паркур явление редкое, получается чем мы занимаемся в остальное время, если не паркуром, когда мы тренируемся, предположим? То есть во время тренировки мы ничем не отличаемся от фриранеров, так называемых, или, так называемых, трейсеров. Думаю, что фриранер сможет применить свои навыки на пользу, в необходимой ситуации. Как и, я не думаю также, что трейсер постоянно думает о том, кого бы там спасти, бегает по городу как супер-герой. По сути и трейсеры и фриранеры действуют по обстоятельствам. Но что же тогда остальное время. Мы как раз тренируемся, постигаем, занимаемся, работаем над техникой, как производная над эстетичностью своих движений. Из всего выше сказанного следует, что фриран и паркур являются, на самом деле, разными сторонами одного и того же. В этом суть. То есть суть в неразделении, потому как и паркур, и фриран имеют практически одинаковые принципы, в своей основе. Поэтому, объединив паркур и фриран одним термином «паркур». Чисто исторически он верен, если бы это был «фриран», исторически правильнее было бы так называть. Поэтому, я считаю это было бы правильным назвать «паркуром» объединение этих дисциплин и называть «трейсерами» как людей, считающих, что они занимаются фрираном, так и людей, которые считают, что они занимаются паркуром. Но осталась проблема в другом.
Если Вы знаете, проводятся чемпионаты по фрирану в Великобритании, которые организуются командой Urban FreeFlow, так вот, проблема с этим фрираном. Там есть эта соревновательность, о которой мы говорим. На самом деле фриран тоже отрицает соревновательнсть, если вы знаете на сайте Себастьяна Фукана (Sebastien Foucan) есть такая информация, есть принцип «No competition». Фриран, который представлен на данном чемпионате, так называемом, он на самом деле является чемпионатом, я думаю, по акростриту, потому что 98% участвующих, ничего кроме акробатики не делают там. К тому же, данное шоу является конкретно коммерческим проектом, поэтому оно может называться как угодно, ибо не имеет никакого отношения к настоящему чемпионату, потому как паркур и фриран не зарегистрированные спортивные явления. Здесь уже происходит путаница, в СМИ, в частности в интернет-каналах чемпионаты подаются самой шоуобразной стороной и дисциплина, по сути, теряется и теряется ее определение. Я бы сказал, что это насильственное отношение к термину «свободы перемещения», потому что свобода не значит абсолютность, неограниченность в своих действий и отношениях, т.е. развитие — это не изменение. Многие трейсеры придерживаются популярного сейчас мнения о том, что дисциплину следует развивать, прививая ей новое. Но правильно ли они понимают понятия «развивать»? Думаю, что есть в этом определенного рода проблема, потому что, многие понимают термин «развивать» как «изменять», но это не совсем правильно, вернее, это вообще неправильно, это совершенно неверно. Видимо, такое же отношение было у Urban Free Flow, когда они организовывали свои чемпионаты. В сущности, они не развили, а исказили, т.е. они убрали главный принцип Не соревновательности и неправомерно оставили название. Я приведу простой пример. Все вы знаете геометрию, она основывается на пяти аксиомах. Если убрать одну аксиому, просто так, и сказать, что это та же геометрия — такого не получится. Потому что разрушится вся структура и геометрией это уже не назовешь. Посмотрим на еще один пример, хотя я думаю, что достаточно.
Вернемся к паркуру и фрирану. Убирая главный принцип не соревновательности будет ли это паркуром, фрираном или нет? Возможно, вы найдете для себя ответ на этот вопрос, но я здесь приведу свое мнение об этом. Что значит основополагающий принцип? Это как фундамент, на нем держится все. Невозможно заменить фундамент или убрать часть этого фундамента — структура не будет держаться. В зависимости от того, каким будет этот фундамент определится и то, основой чего он является. В нашем случае интерес представляет соревновательность и несоревновательность. Соревновательность — это прямая, грубая, чаще всего, четко направленная на победу конкурентная деятельность. В основе соревнований лежит стремление превзойти, достичь единоличной победы. И если вы хоть раз видели видео команды Urban FreeFlow, которая отрицает несоревновательность, можете заметить, что отношения между ними являются в меньшей степени, по крайней мере, дружескими. Каждый хочет утвердить свой успех, каждый хочет превзойти своего напарника или уже соперника. Здесь люди в команде называются не напарники, а соперники. Их совместные тренировки являются своего рода соревнованиями. В таком миниобществе общение является чисто конкурентным. Внутренние отношения трейсеров, которые отрицают соревнования, они характеризуются взаимопомощью и бережливостью друг к другу. Такого рода отношения, по-моему, является наиболее подходящим и лучшим, поскольку оно основано на дружбе. Чисто с эстетической точки зрения оно является лучшим. Часто деятельность трейсеров связана с опасностью, вам это известно, и объективное предостережение часто может быть просто необходимым. Но последует ли такое предостережение или будет ли оно услышано в среде соревновательного общества. Нужно сделать лучше, а для этого стоит идти на определенные риски.
На этом доклад обрывается и его автор решил сразу перейти к теме «Взаимодействие со СМИ», но мы еще успеем, сейчас небольшой комментарий по прочитанному. С самого начала читатель или слушатель в том зале спросит — «А зачем определять конкретно что по чем?». Почти 10 лет каждый со своим понятием жил в нашей стране, каждый определяет для себя дисциплину в силу своего восприятия и информации, которую он смог прочитать в сети или еще где. На мой взгляд «авторитетные трейсеры и команды», которые «склоняют к свободе собственного понимания данных определений» довольно мудро поступают. Как сказал, недавно, Дмитрий Deem Арсеньев (www.pktutorials.ru) в комментарии к обзору недели паркура, — «… у каждого найдется своя аудитория». С другой стороны это раскулачивает наше российское паркур-сообщество и проблема изложена вполне восприимчиво. Нет в России паркур-сообщества. Есть люди, занимающиеся паркуром, фрираном, акростритом и тому подобным и так будет продолжаться, пока не будут сделаны выводы, пока мы будем делить залы и называть Tracers сволочами, пока у каждой небольшой группы людей будут свои паркур-джэмы, пока на «Российские фестивали паркура» мы будем ездить ради фотографии с зарубежным авторитетом… Но данная неделя паркура пытается сделать шаг навстречу к созданию побобного сообщества, но, как видно из практики, не те методы выбираются.
Кратко сказать, цель Санкт-Петербургского центра паркура сосредаточить в каждом регионе по организации, которая будет отвечать за направление в своем городе или области, которая будет входить в состав общего целого — всероссийской федерации. Для того, чтобы осуществить все это, в условиях российского законодательства ребята решили оформить паркур как новый вид спорта, с целью придания юридического или формального существования в нашей стране нашей субкультуры. Определение понятий, рассуждения на тему «Что есть паркур, фриран и какая между ними разница», — лишь подготовка необходимой макулатуры. Так как, если делать это никого не спросив, подобный шаг не получит одобрения и всячески оттолкнет от затеи, поэтому была создана данная цепочка мероприятий с целью подготовить необходимый материал вместе, то есть с людьми, которые вносят свой вклад в продвижение паркура в массы или простыми трейсерами. Как оказалось, именно эти трейсеры и команды не готовы к подобному шагу, то есть люди, которые занимаются от 3-4 лет и больше не готовы взять на себя ответственность «Определить понятия». Да и подход к этому со стороны, относительно дилетантский.
Мнения:
Алексей Чигрецкий, Москва, Parkour Creation
… Не понимаю, почему именно мы это сейчас решаем и почему информация взята с порталов из интернета. Я вижу выход в том, чтобы сначала, пока у нас есть такая возможность, пообщаться с еще живыми основателями паркура, действительно один на один, или там, несколько на один, узнать их мнение, стоит ли вообще давать определение, какое дают они определение. Потом, следующим шагом пообщаться с теми, у кого уже есть опыт, опыт не малый и как они к этому относятся. Составить мнение, прийти вновь к основателям, рассказать что об этом сказали опытные и не простым путем: сортировок, отборов и вообще разных взглядов и уже приходить к чему-то здесь. Потому что проблема, которую вижу я, которую я буду озвучивать по предварительным задумкам на каждой теме, это то, что Россия еще не выдержана для паркура. Мы слишком молоды. И как бы не хотелось что-то решать глобально, в первую очередь надо решать проблему России, а проблема России — это юность паркура именно в ней.
Дмитрий Арсеньев, Москва, www.pktutorials.ru
Очень хотелось бы прояснить, не ссылаясь на различные источники, я, например, не знаю, о чем говорит Себастьян Фукан, я с ним не общался, не знаю его видения. Что такое паркур? Имеем ли мы достаточно знаний, достаточно квалификации в каких-то спортивных видах деятельности, чтобы точно сделать определение? Я не знаю определения «акробатика», так как не занимаюсь ею, я не знаю определения из легкой атлетики, что такое «бег» и так далее. Поэтому предлагаю людей, у которых есть квалификация, у которых есть спортивный разряд в акробатике, у которых есть спортивный разряд в легкой атлетике чтобы все-таки четко определить «Что такое паркур».
То есть мнения сводится к тому, чтобы привлечь к обсуждению темы определения понятий людей с высшим образованием, людей понимающих в спорте не по теории из учебников, а прошедший свой спортивный путь; или же изначально все обсудить с родоначальниками паркура, научится у них воспринимать это так, а не иначе, и только спустя более долгое время существования дисциплины в стране сделать подобные определения исходя из мнений или опыта родоначальников движения России.
Продолжаем доклады.
Проблема взаимоотношений СМИ и паркур как явления.
Популяризация всегда имеет отрицательные последствия. И паркур этого отрицательного момента избежать не смог. И вернуть ему его чистый настоящий авторитет будет, возможно или нет, не знаю. Проблема непонимания заключена именно в природе СМИ, задача которого является сенсация в отношении альтернативной деятельности. Например, паркур. Простому зрителю нужно шоу с падениями, яркими поражениями, совершенно не важно как это в действительности. Вся информация зависит от компетенции лиц, от которых зависит подача продукта. В частности, журналисты либо они плохо проверяют полученную информацию и в итоге выпускают почти полностью недостоверные данные или они делают это сознательно, опять же, с той же целью создать сенсационный образ. Эта недостоверность создается с целью заинтересовать, отсюда и вся искаженность данной информации. Такие действия, по-моему, являются практически разрушительными для дисциплины, потому что СМИ — четвертая власть и она просто создает определенные отношения между человеком и тем, что подает в СМИ. Какой я, лично, вижу выход из данной ситуации. Он, не знаю, юридически возможен ли, но формально, по крайней мере, возможно его осуществить. Нужно создать канал, между сообществом трейсеров и СМИ. Примерно работать он будет таким образом: сначала, вся информация, свежая, достоверность которой подтверждена, попадает в этот канал. Журналисты определяют эту информацию, аккредитовывают ее у данного канала и пройдя оба эти пункта, материал выпускается. Популяризация составляет мнение обывателя и несомненно является очень важным явлением для паркура в основном, но во многом, дисциплине намного важнее отношение занимающихся. Разрушительность мнений — она идет чисто из личностей, занимающихся одной дисциплиной. Корень проблемы, мне кажется, лежит в молодости паркура, потому что вполне возможно, что просто природная историчность. Все вновь созданное вызывает жесткие дискуссии, споры, многое здесь зависит от определения понятий. Как я говорил ранее, паркур, фриран, спорт, соревнования и так далее. Так же данное состояние, отношение трейсера к дисциплине характеризуется неосведомленностью новичков об истории, об идее. Задача трейсера, в основном, быть объективным в своих суждениях и толерантности, истинной действительности. Когда, предположим, трейсер читает на сайте Давида Белля (David Belle), основателя паркура, что паркур не соревнователен, он говорит: «Ну да, древняя информация, вы что, давайте поменяем, мы сделаем что-то новое — давайте развивать», — такое отношение является неприемлимым. По сути все.
Не обошел вниманием недавний прыжок Эрика Мухаметшина с восьмиэтажки. Говоря о неадекватности СМИ, Алексей Чигрецкий выразил самую мудрую мысль:
Я считаю то, что важность момента не в том, что есть какая-то организация и она несет ответственность, а важность в том, что эта организация состоит, грубо говоря, из голов и в каждой голове есть свое сознание и свой подход. И важность заключается в каждом отдельном индивидууме, который несет в себе некий паркур-посыл. Это заключается как в преподнесении для СМИ, потому что, естественно, мы, в какой-то области знаем какой канал подает репортажи качественно и какой канал подает репортажи некачественно, с кем связываться, с кем не связываться, как это будет выглядеть и только на нашей ответственности зависит то, проконтролируем ли мы выпущенный репортаж или это будет шаляй-валяй и очередной ширпотреб, над которым смеется все сообщество. Это зависит в первую очередь от того, кто дает репортаж…
И он прав. Да, журналист залезет в интернет и кликнет по первой же ссылке. Паркур популярная тема и на первых местах порой показываются прокаченные SEO сайты, содержание которых авторов не волнует. Но обращаясь к командам того или иного города или региона, в первых строчках будут известные команды. И, если они берутся за создание репортажа, они должны сделать все в своих силах, чтобы популяризация в СМИ шла корректно, будь то 20 телекамер или 1 микрофон малоизвестной радиостанции. Это к тому, что подобных действий в Санкт-Петербурге в середине ноября сделано не было и комментарии большинства трейсеров нашей страны и зарубежья блещут негативом.
В следующих выпусках мы расскажем о системе подготовки тренеров A.D.A.P.T., об истории паркура, об определении понятий со стороны Стефана Вигруа и о том, чем является паркур — физической культурой или спортом. За количество постов по конференции не отвечаю, пока сложно судить. Обсуждаем насущное.