Популяризация паркура
Паркур развивается, привлекает все больше и больше молодых людей, но какая она, на самом деле, популяризация паркура? В это понятие входит очень много деталей и нюансов, которые я бы хотел осветить в данной статье и отметить положительные и отрицательные стороны этого понятия.
Итак. Популяризация. Для того, чтобы шел процесс развития, нужен объект, т.е. паркур и те, кто будет заниматься его развитием, т.е. трейсеры. Конечно, кто-то из вас обязательно скажет, что «Мы ничего не развиваем, мы занимаемся для себя», — да, правильно, но все же, вы тренируетесь в общественных местах (городские парки, площадки, новостройки и т.п.), а значит, вас видят люди, а их, как потенциальных новичков, чисто из любопытства заинтересует, чем это вы занимаетесь.
Условно, популяризацию можно разделить на два вида: естественную и искусственную. Что я имею ввиду?
Под понятием естественного развития паркура, прежде всего, можно принять вышеописанный пример уличной тренировки — вы не прилагаете никаких усилий для того, чтобы о паркуре узнали. Вы занимаетесь своим делом, а уличный прохожий уже по своей инициативе находит ту информацию, которая ему необходима для понятия слова паркур. Так же, после первой тренировки, вы, под впечатлением от увиденного и проделанного, пригласите своих друзей, расскажете им или родителям, те, в свою очередь, передадут дальше и эта цепочка будет продолжаться, пока не превратится в испорченный телефон.
С одной стороны хорошо, что вы из позитивных побуждений хотите привлечь своих сверстников к паркуру, но это плохо тем, что, как начинающий, вы не обладаете должной информацией о дисциплине, возможно, не знаете ее истоков или элементарно не знаете ее определения, а ведь ваши слова могут повлиять на дальнейшее виденье паркура. И не всегда на улице мы можем увидеть именно паркур. Дети, лет тринадцати, убивают свои колени, калечат ноги и руки, выполняя сальто назад или вперед с твердой уверенностью, что это паркур. Они снимают видеоролики по 15 минут на мобильные телефоны, хвастаются ими в интернете перед паркур-сообществом и недоумевают, почему над ними смеются, ведь они же «трейсеры»! Нет, такое развитие нам не нужно.
Кстати о видео. В сети регулярно появляется что-то новенькое, что-то техничное и красивое. Видео авторитетных и известных трейсеров всегда помогут новичкам в поиске ошибок при выполнении каких-либо элементов и дадут дополнительную мотивацию в своих тренировках. Конечно, фантазия тренирующихся не стоит на месте, казалось бы, чего только не придумали в дисциплине рационального преодоления препятствий, ан нет, еще есть что почерпнуть и чему научится. Это что касается любительского видео.
С коммерческими видеоматериалами дело обстоит иначе. По телевизору мы можем наблюдать красивые прыжки, акробатику, но в закадровом тексте или в субтитрах редко употребляют слово паркур. Поэтому, люди ничего не знающие о нашей субкультуре наивно полагают, что показанное на экране дело рук и ног каскадеров. Реклама не столько средство для развития паркура, сколько для своего продукта, но тут как посмотреть. Со стороны рекламодателя — да, безусловно — эффектно, красиво, экстремально — берем. Но со стороны трейсера, который реализовывал все это для заказчика: он выложит материал в интернете, добавит качественный комментарий и упомянутые выше люди, с мыслью о каскадерах, смогут понять, что есть в нашей жизни направление, в котором люди развиваются физически, постоянно двигаются и делают это технично и правильно.
Начав говорить о рекламе, мы перешли к искусственному виду популяризации паркура. Что же еще можно отнести к популяризации? Например, СМИ (средства массовой информации). Не в новинку читать в газетах о новом увлечении молодежи. Такие издания, как Комсомольская правда, Мой район, уже не раз освещали паркур в нескольких городах страны. Но и профессиональные репортеры редко справляются со своей задачей рассказать о паркуре, называя трейсеров паркурщиками, а сам паркур спортом. Это 2 самых частых замечания, так как авторы своих статей изучают дисциплину второпях, иногда, совсем не поняв, о чем пишут, и публикуют, не думая. Об этом я напишу отдельно, позже.
Репортажи и тематические программы на телевидение тоже не отстают — Первый, 5 канал, НТВ, спортивные каналы посвещают паркуру не только минутные блоки новостей, но и целые рубрики в телешоу. Такие программы хороши тем, что в них участвуют сами трейсеры, что у них есть возможность рассказать о паркуре людям различных возрастов htс большого экрана.
Многих уже не удивляют словосочетания The Tracers, PKSPA, Parkour.kz, Пермская федерация паркура и т.д. Трейсеры объединяются, создают команды и организации. Они тренируются вместе на улицах, в залах, устраивают мастер-классы, их приглашают на съемки в рекламе и фильмах, участие в спортивных фестивалях. Ребята, объединенные идеей развивать это направление, готовы делиться своим опытом со всеми желающими. Они тратят силы и время ради положительного результата, но получается не всегда. Все дело в том, что паркур красив только в определенных условиях, то есть на оборудованной площадке, чего порой себе не могут позволить организаторы массовых мероприятий. Поэтому, трейсеры вынуждены обходится тем, что есть и импровизировать. В большинстве таких случаев показывается не паркур, а акробатические элементы. Публике это нравится, организаторы довольны, а какова польза паркуру? Помните про «трейсеров» в начале статьи? — вот результат такой популяризации. Люди понимают наше движение неправильно, делают не те выводы и приходят на тренировки с вопросом: «А когда я смогу сделать сальто?», но ведь это не паркур, это не эффективное движение. И как только ты разочаровываешь их в их же понимании паркура — они уходят: зачем им скучное перепрыгивание бордюров и перил, они пришли не за этим?
То же самое обстоит с показательными выступлениями на экстремальных фестивалях, мастер — классах. Шоу делается из расчета, чтобы понравилось, а не чтобы донести суть показываемого на сцене.
Итак, выше я попытался перечислить хорошее и плохое, правильное и не очень. Теперь короткой строкой:
Естественная популяризация:
— уличные тренировки
— рассказ о паркуре друг другу
— любительское видео в интернете
Искусственная:
— статьи и обзоры в печатных изданиях
— видео-репортажи по телевидению
— реклама, выступления на массовых мероприятиях, экстрим-фестивалях
— мастер-классы и открытые тренировки опытных паркур-команд или организаций
— сайты и статьи посвященные паркуру в интернете
Есть что добавить? Пиши комментарий к посту.