
Научная работа: Паркур как средство дополнительного спортивного образования в школе
Паркур — это физическая дисциплина и метод тренировки, который включает в себя эффективное передвижение по окружающей среде, используя комбинацию бега, прыжков, лазания, раскачивания, перекатывания и других акробатических движений. Она возникла из военной подготовки на полосе препятствий и превратилась в самостоятельный вид спорта и искусства.
Родиной этого интересного спортивного направления считается Франция, а «родоначальником» паркура – французский пожарный Дэвид Бэлль. Именно он со своим другом Себастьяном Фука придумал этот экстремальный вид спорта [Шайдт, С. 105].
Главная цель паркура — преодолевать препятствия различного характера. Трейсеры (приверженцы паркура) преодолевают как архитектурные сооружения, так и специально подготовленные конструкции.
Паркур делает акцент на адаптивности, креативности и свободе передвижения, что побуждает участников рассматривать свое окружение как игровую площадку и находить альтернативные пути или методы преодоления препятствий. Такое мышление способствует развитию навыков решения проблем и уникальному взгляду на городские ландшафты.
Дисциплина не ограничивается конкретными движениями или техниками. Вместо этого она фокусируется на индивидуальном самовыражении и развитии личного стиля движений. Практикующие паркур включают сальто, вращения и другие акробатические трюки в свой репертуар, но эти движения не являются основной сутью паркура. Основополагающие принципы заключаются в эффективном и целенаправленном движении.
Паркур приобрел значительную популярность во всем мире и оказал влияние на различные другие дисциплины, такие как фрираннинг и трикинг. Он также был показан в фильмах, рекламных роликах и видеоиграх, что еще больше способствовало его признанию и привлекательности.
В целом, паркур — это динамичная и выразительная дисциплина, которая сочетает в себе физическую подготовку, умственную сосредоточенность и творческие движения для навигации и преодоления препятствий в городских условиях [Зайцев, С. 231].
Паркур применяется для самосовершенствования и развития физических качеств юношей. Паркур может стать хорошим подспорьем для ребят, которые решили связать свою жизнь с армией, службой в МЧС, пожарной охраной. Правильная организация занятий паркуром способствует развитию трудолюбия, терпения, желания вести здоровый образ жизни, является профилактикой нездоровых привычек и пропагандой активного образа жизни. Паркур учит эффективно использовать собственное тело и развивать поведенческие навыки в условиях «здесь и сейчас» [Аннакурбанова, С. 108].
Применение средств паркура имеет целесообразность в подростковый период, когда происходят значительные изменения в эмоциональной и волевой сфере учащихся: растет смелость, но в то же время снижаются выдержка и дисциплина, появляется избирательность в проявлении настойчивости. Подростки активно проявляют себя во внеурочной деятельности, стремятся к подражанию, создавая собственные идеалы, не всегда имеющие отношение к реальности, и могут сильно увлекаться заинтересовавшими их вещами. Опираясь на указанные особенности подросткового возраста, необходимо предоставлять возможности для выявления и развития индивидуальных интересов учащихся, разумного проявления смелости и развития внутренней мотивации [Пак, С. 79].
Проекты по развитию паркура, как вида спорта, позволяют формировать установки на активное приобщение подростков и молодежи к занятиям спортом и активному образу жизни. Но в настоящее время, всё больше и больше подростков и молодёжи приобщаются к такому виду спорта. Появление организаций, занимающихся развитием паркура и специализирующихся на преподавании паркура, способствовало бы не только его популярности, но и решению многих проблем, связанных с его развитием [Аннакурбанова, С. 109].
Важно подчеркнуть, что подростки часто становятся целевой аудиторией различных субкультур, многие из которых могут носить деструктивный характер. Движение паркура разделяет некоторые характеристики субкультуры, его фундаментальные принципы основаны на позитивных намерениях, фокусируясь на физическом и духовном совершенствовании людей. Эти принципы были сформулированы основателями и пионерами движения, такими как Дэвид Белль с его девизом «нет границ, есть только препятствия» и Жан-Франсуа Эбер с его верой в «быть сильным, чтобы быть полезным». Эти принципы отражают позитивные устремления внутри движения паркура. Это подчеркивает потенциал использования паркура как современной и неформальной формы физической активности для вовлечения подростков в занятия физической культурой. Более того, паркур служит профилактической мерой против влияния социальных факторов, способствующих аддиктивному поведению и потенциальным правонарушениям, возникающим в результате участия в неформальных группах [Гогуева, С. 155].
Паркур обеспечивает комплексную тренировку всего тела, задействуя различные группы мышц и повышая выносливость сердечно-сосудистой системы. В отличие от многих традиционных видов спорта, которые фокусируются на определенных областях тела, паркур включает в себя разнообразные движения, способствующие сбалансированному физическому развитию. Благодаря постоянной практике учащиеся могут развить свою силу, ловкость, равновесие и координацию.
Кроме того, традиционные виды спорта часто имеют заранее определенные правила и приемы, ограничивающие индивидуальный творческий потенциал. Напротив, паркур поощряет самовыражение и креативность, поскольку здесь нет строгих правил передвижения.
Более того, паркур — это недорогое занятие, требующее минимального оборудования и пространства, что делает его доступным для школ с ограниченными ресурсами [Гришин, С. 325].
Включение паркура в спортивное образование в школе выходит за рамки физической пользы. Паркур требует навыков решения проблем, поскольку практикующие должны анализировать свое окружение и определять наиболее эффективные пути безопасного преодоления препятствий. Такой подход развивает у учащихся пространственную ориентацию, критическое мышление и способности к принятию решений.
Паркур — это не просто индивидуальное занятие; им также можно заниматься в группах. Участвуя в групповых мероприятиях, учащиеся развивают необходимые социальные навыки, такие как общение, сотрудничество и командная работа. Сотрудничество со сверстниками в преодолении препятствий развивает чувство товарищества и укрепляет межличностные отношения.
Кроме того, паркур-сообщество уделяет большое внимание взаимному уважению и поддержке, создавая позитивную и поощряющую среду для детей, что может оказать глубокое влияние на общее благополучие учащихся и их социальное развитие.
Паркур предоставляет школам ценную возможность расширить свою программу спортивного образования, предлагая учащимся целостную и разнообразную физическую активность. Включив паркур в учебную программу, школы могут способствовать развитию физической подготовки, когнитивное развитие, креативность и социальное взаимодействие между учащимися. Однако крайне важно уделять приоритетное внимание безопасности и обеспечивать надлежащую подготовку и надзор, чтобы обеспечить безопасные занятия паркуром для всех учащихся. Внедрение альтернативных видов спорта, таких как паркур, в школах может способствовать более инклюзивному, увлекательному и всестороннему подходу к спортивному образованию.
Библиографический список
- Аннакурбанова, Е. Г. Паркур как нетрадиционный вид спорта / Е. Г. Аннакурбанова, В. А. Евдокимов // Гуманитарные науки на службе развития сельского хозяйства и АПК : Материалы национальной научно- практической конференции научно-педагогических работников и аспирантов, приуроченной к 110-летию Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, Воронеж, 10 ноября 2022 года. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, – С. 106-110.
- Гогуева М. М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). — 2010. — № 5. — С. 153–159.
- Гришин, А. А. Использование паркура в повседневной жизни / А. А. Гришин // Научный электронный журнал Меридиан. – – № 14(32). – С. 324-326.
- Зайцев, А. С. Паркур в роли элемента спорта и активного отдыха / А. С. Зайцев, С. В. Бухвалов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 230-232.
- Кузнецов, А. П. Паркур: увлечение или спорт? / А. П. Кузнецов, Н. А. Власовец. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 1 (66.1). — С. 19-21.
- Пак, В. Ю. Коррекция мотивации учащихся 7-х классов к занятиям физической культурой средствами паркура в рамках дополнительного урока / В. Ю. Пак, С. И. Константинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – № 8(185). – С. 78-86.
- Шайдт, А. А. Паркур как средство воспитания детей девиантного поведения / А. А. Шайдт // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – – № 10. – С. 104-106.
Пакликов Роман Игоревич, студент 4 курса Социогуманитарного факультета Кормильцев Павел Андреевич, студент 4 курса Социогуманитарного факультета
Гераськин Анатолий Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт»
Омского государственного технического университета, кафедры
«Теория и методика физической культуры» Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова (Филиал ТюмГУ),
профессор Российской Академии Естествознания
Россия, г. Ишим